Япония либерализирует иммиграционную политику для борьбы с кризисом на рынке труда — иммигрант

Иммиграционная политика зарубежных стран: поиск приемлемых моделей для россии — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

Япония либерализирует иммиграционную политику для борьбы с кризисом на рынке труда - Иммигрант1Резникова К.В. 11 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»В данной статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного преподавателями и студентами кафедры культурологии СФУ в 2011. В настоящей статье рассматриваются факторы, актуализировавшие проблему миграции для России, а также оговариваются проблемы, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции.

Очевидным представляется факт, что, несмотря на необходимость иммиграции для развития страны, следует вести ряд ограничений по количественно-качественным показателям для въездной миграции. То есть необходимо найти баланс в вопросах как необходимого числа мигрантов, так и уровня их квалификации.

Чтобы принять наиболее продуктивное решение, следует обратиться к опыту различных стран в этой сфере, в первую очередь, к опыту так называемых «иммигрантских» государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Израиля.

В статье рассматриваются политические, экономические и социальные меры, принятые в этих странах, позволившие им из малонаселенных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.национальная идентичность1. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н.

Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — Т.4. — № 11. — С. 1507-1525.2. Замараева Ю.С.

Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — Т.3. — № 3. — С. 437-444.3. Замараева Ю.С.

Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — Т.4. — № 6. — С. 805-815.4. Кирко В.И., Копцева Н.П., Кеуш А.В.

Эвенкийский муниципальный район Красноярского края — экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — Т.4. — № 8. — М. 1127-1131.5. Копцева Н.П. Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований // Философия и культура. — 2012. — № 10. — С.

9-18.6. Копцева Н.П. Проблема методологии современных культурных исследований: возможности классической британской социальной антропологии // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 4. — С. 89-104.7. Копцева Н.П.

Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. — С. 410-410.8. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А.

Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — Т.4. — № 11. — С. 1577-1588.9. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных нароов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета.

Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — Т.3. — № 5. — С. 649-666.10. Минеев В.В. Единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов преподавания философских дисциплин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 5-1. — С. 123-127.

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции.

Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей.

Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах.

Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н.

Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» [7].

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа.

В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.

США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.

Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля — одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности.

Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум — добраться до вершин успеха и состоятельности.

Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов.

Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет.

Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция.

Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования.

Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Читайте также:  Образование в индии - этапы обучения, особенности поступления и прочие аспекты + отзывы

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев.

Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами.

При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях.

В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших.

Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. — евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома.

Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, — это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах.

Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире — 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства.

Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года.

Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Резникова К.В. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОИСК ПРИЕМЛЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12412 (дата обращения: 18.09.2018).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12412

Иммиграционная системы сша, ее история и перспективы

ИММИГРАЦИОННАЯ  СИСТЕМЫ  США,  ЕЕ  ИСТОРИЯ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ

Чагдуров  Андрей  Болотович

магистрант  кафедры  экономики,  менеджмента  и  туризма  Московского

Государственного  лингвистического  университета  Евразийского

лингвистического  института  в  г.  Иркутск, 
РФ,  г.  Иркутск

E-mail:  andreychagdurow@gmail.com

Зайцев  Андрей  Сергеевич

магистрант  кафедры  психологии  и  безопасности  жизнедеятельности

Московского  Государственного  лингвистического  университета  Евразийского

лингвистического  института  в  г.  Иркутск, 
РФ,  г.  Иркутск

E-mail:  andrew3113@mail.ru

Калашников  Эрнест  Валерьевич

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  зарубежного

регионоведения  Московского  Государственного  лингвистического

университета  Евразийского  лингвистического  института  в  г.  Иркутск, 
РФ,  г.  Иркутск

E-mail:  ernest_k@mail.ru

Так  исторически  сложилось,  что  США  является  одной  из  наиболее  привлекательных  стран  для  иммигрантов.  Соединенные  Штаты  остаются  единственной  высокоразвитой  страной  мира,  в  которой  население  продолжает  расти,  причем  достаточно  высокими  темпами:  на  2  млн.  человек  в  год  за  счет  естественного  прироста  и  на  1  млн  вследствие  иммиграции.

С  самого  первого  дня  своего  существования  Соединенные  Штаты  Америки  являлись  страной  мигрантов,  а  американская  история  знает  периоды,  когда  за  полвека  в  страну  въезжало  больше  людей,  чем  проживало  на  ее  территории.

  Возможно,  именно  поэтому  конституция  США  не  предусматривает  каких-либо  ограничений  для  иммиграции,  а  первые  законы,  регулирующие  пребывание  иностранцев  на  ее  территории  появились  лишь  в  начале  XIX  века.

  Они  были  несовершенными  и  периодически  менялись  в  сторону  ужесточения,  касающегося  как  нелегальных,  так  и  легальных  мигрантов.  Так,  уже  сегодня  существуют  ограничения  на  выдачу  иммиграционных  виз  жителям  Азии,  Африки,  гражданам  бывшего  социалистического  лагеря.

  Более  того,  получение  неиммиграционной  визы  для  многих  граждан  стало  достаточно  проблематичным  и  с  каждым  годом  все  усложняется.  Тем  не  менее,  иммиграционная  привлекательность  США  была  и  остается  достаточной  высокой.

Ежегодно  Соединенные  Штаты  принимают  свыше  полумиллиона  только  легальных  мигрантов.  Еще  столько  же  человек  стремятся  осесть  в  США  иными  далекими  от  закона  способами.

  Отсюда  происходит  одна  из  главных  проблем  США  –  нелегальная  иммиграция,  которая  является  причиной  многих  проблем:  увеличение  расходов  из  бюджета,  увеличение  роста  преступности  в  стране,  создание  нездоровой  конкуренции  на  рынке  труда,  снижение  заработной  платы,  рост  безработицы  среди  многих  граждан  и  легальных  мигрантов  США.

На  протяжении  всей  истории  США  наблюдались  и  спады,  и  прирост  в  динамике  иммиграции,  но  она  не  прекращалась  и  была  постоянной.  Миграционную  историю  США  можно  разделить  на  две  части.

  Первая  –  политика  «свободной  иммиграции»  или  «открытых  границ»,  когда  США  были  открыты  для  каждого  без  каких-либо  серьезных  ограничений  и  требований.  Вторая  часть  является  более  длительной  и  продолжается  по  настоящее  время.

  Она  заключается  в  ограничении  въезда  иностранным  гражданам  на  территорию  США.  Эту  часть  миграционной  истории  США  можно  назвать  рестрикционистской.

Первая  часть  иммиграционной  истории  США  начинается  с  1776  г.,  с  подписания  Декларации  независимости,  с  начала  существования  США  как  независимого  государства.  В  этот  период  каждый  желающий  мог  въехать  и  проживать  в  США  каких-либо  серьезных  ограничений.

  Более  того,  правительство  США  поощряло  иммигрантов,  которые  переезжали  на  Запад  страны.  В  то  время  Запад  не  был  освоенной  территорией,  поэтому  правительство  предполагало  заселить  его  с  помощью  иммигрантов.  Однако  в  1875  г.

  был  принят  первый  законодательный  акт,  связанный  с  введением  качественных  ограничений  иммиграции.  Правительство  США  создали  список  «нежелательных  иммигрантов»,  которым  запрещался  въезд  в  страну.

  Он  состоял  из  преступников,  душевнобольных,  слабоумных,  в  общем,  тех,  кто  мог  стать  «обузой  для  общества».  В  этот  список  вошли  и  граждане  Китая.

Вторая  часть  иммиграционной  политики  США  начинается  с  1917  года,  когда  началось  масштабное  принятие  рестрикционистского  законодательства.  Первый  закон  1917  года  устанавливал  ограничения  на  въезд  тем,  кто  не  владеет  английским  языком.

  С  этого  момента  начались  появляться  новые  законы  ограничивающие  въезд  в  США:  в  1952  году  был  принят  Закон  о  национальности  и  иммиграции  (Immigration  and  Nationality  Act),  который  устанавливал  систему  квот,  «категории  въезда»,  причины  по  депортации  из  страны;  в  1962  г.

Читайте также:  25% польских работодателей склонны заплатить украинцам больше, чем полякам - иммигрант

  США  впервые  применили  политику  помощи  и  поддержки  беженцам;  в  1965  г.  был  принят  Закон  об  Иммиграции,  который  устанавливал  «систему  преференций»  и  целью  которого  было  привлечение  высококвалифицированных  работников  в  США.

  Этот  закон  действует  и  по  настоящее  время,  однако  количество  иммигрантов  резко  увеличилось:  в  1965  году  их  было  297  тыс.,  а  в  2000  –  850  тыс.

В  1970–1980-е  гг.  основными  направлениями  иммиграционной  политики  становятся  борьба  с  нелегальной  иммиграцией.

Более  жесткая  иммиграционная  политика  США  возникла  после  теракта  11  сентября  2001  г.

Анализ  иммиграционных  реформ,  последовавших  за  трагедией  позволил  выявить  следующие  изменения:

  1. ужесточение  норм  и  требований  законодательных  актов,  для  предотвращения  угроз  национальной  безопасности  (Закон  «О  повышении  пограничной  безопасности  и  реформировании  въездных  виз»,  Закон  «Об  объединении  и  укреплении  Америки,  путем  предоставления  соответствующих  механизмов,  необходимых  для  предотвращения  и  пресечения  терроризма»
  2. изменение  институтов  иммиграционной  политики  (Закон  «о  внутренней  безопасности»)
  3. изменение  национальной  стратегии  безопасности.

Однако,  несмотря  на  все  нововведения  в  иммиграционной  политике,  многие  проблемы  так  и  остаются  нерешенными.  Главной  причиной  этих  проблем  является  нелегальная  иммиграция. 

Нелегальная  иммиграция  является  причиной  следующих  проблем:

  1. увеличение  расходов  на  образование,  на  здравоохранение
  2. увеличение  роста  преступности  в  стране
  3. увеличение  средств  на  содержание  нелегальных  иммигрантов  в  тюрьмах
  4. создание  нездоровой  конкуренции  на  рынке  труда
  5. снижение  заработной  платы,  и  тем  самым  рост  безработицы  среди  многих  граждан  и  легальных  мигрантов  США.

Правительство  США  пытается  решить  данную  проблему,  прибегая  к  модернизации  охраны  границ  и  депортации.  Однако  данные  способы  не  достаточно  эффективны.  Поэтому  в  настоящее  время  власти  США  пытаются  бороться  с  нелегальной  иммиграцией,  рассматривая  законопроекты  и  издавая  законы.

  Во-первых,  это  недавно  принятая  программа  «Consideration  of  Deferred  Action  for  Childhood  Arrivals»  (CDACA)  для  нелегальных  иммигрантов,  привезенных  в  США  в  детстве.  Во-вторых,  сегодня  рассматривается  законопроект,  который  предполагает  легализацию  11  млн.  нелегальных  иммигрантов  к  2024  году.

  В-третьих,  если  данный  законопроект  будет  одобрен,  существует  мнение,  что  США  станут  более  открытыми  для  иммиграции.

Согласно  анализу  иммиграционной  политики  США  можно  прийти  к  выводам,  что  сегодня  иммиграционная  политика  все  еще  находится  на  стадии  рестрикционизма.  США  после  11  сентября  2001  г.  все  еще  не  готово  полностью  открыть  свои  границы.

  Многие  аналитики  считают,  что  законопроект  Обамы,  направленный  на  легализацию  нелегалов,  провалится.  Во-первых,  будут  ущемлены  права  легальных  иммигрантов  и  граждан  США.

  Во-вторых,  вероятность  одобрения  данного  законопроекта  упала  из-за  недавнего  теракта  на  марафоне  в  Бостоне.

Однако,  судя  по  сегодняшним  законам  и  законопроектам,  находящимся  на  рассмотрении  в  Конгрессе,  можно  предположить,  что  в  скором  будущем  (10–20  лет)  иммиграционная  политика  станет  более  либеральной.

  Пусть  сегодняшний  законопроект  не  будет  одобрен,  но  он  является  первым  шагом  на  пути  к  либерализации  границ  США.

  Президент  Барак  Обама  понимает,  что  политика  рестрикционизма  изжила  себя,  и  что  либеральная  политика  даст  экономике  страны  ещё  больший  потенциал.

Список  литературы:

  1. Иванов  М.М.  США:  правовое  регулирование  иммиграционного  процесса:  учеб.  пособие.  М.:  Международные  отношения,  1998  –  473  с. 
  2. Иванов  О.А.,  Нелегальная  иммиграция  в  США  (1990-е  годы):  Журнал  «США  и  Канада»,  №  11,  2004 
  3. Маганья  Л.,  Иммиграционная  политика  США:  тенденции  и  результаты:  Журнал  «Отечественные  записки»,  –  Т.  19  –  №  4,  –  2004.
  4. МГУ  им.  М.В.  Ломоносова.  Центр  по  изучению  проблем  народонаселения.  Нелегальная  миграция.  Научная  серия  «Международная  миграция  населения»,  выпуск  9,  2002.
  5. Полищук  Э.А.  Иммиграционная  политика  США  после  Второй  мировой  войны:  Автореферат  диссертации  на  соискание  ученой  степени  кандидата  исторических  наук.  –  Л.,  1975.
  6. Филиппов  С.В.  США:  иммиграция  и  гражданство:  учеб.  пособие.  М.:  1973.  –  203  с.

Источник: https://sibac.info/node/43897?set_science=1

Анна Сакоян

Историческая справка

Краткий обзор истории миграции в Великобритании представлен на сайте независимого британского аналитического центра Migration Watch UK. «Миграция в Британию из других стран (за исключением Ирландии) была относительно незначительной вплоть до начала иммиграции из стран Нового Содружества в 1950-е гг. В начале 1970-х гг.

появились законы, призванные резко сократить этот поток. На практике иммиграция продолжалась с оборотом в полмиллиона разрешений на проживание в десять лет. До 1983 г. это компенсировалось эмиграционным процессом. После этого и вплоть до настоящего момента общий приток иммигрантов неуклонно растет.

Общий объем иммиграции из стран, не входящих в ЕС, достиг темпа примерно в 1,5 млн. в десять лет».

В истории иммиграции в Британию на общем фоне выделяются несколько эпизодов. В частности, в XVI-XVII вв. была волна иммиграции гугенотов, которые подвергались преследованиям во Франции и искали убежища в протестантских странах. В конце XIX в. была волна иммиграции евреев ашкенази. Однако в обоих случаях эти эпизоды не оказали большого влияния на демографическую ситуацию.

Начавшийся в 1950-е гг. приток иммигрантов из стран Содружества первоначально не регулировался законодательными ограничениями, относящимися к иммигрантам из других стран. По оценкам британского МВД, в период с января 1955 г. по июнь 1962 г.

в страну прибыло около 472 000 иммигрантов. В 1962 г. правила, ограничивающие иммиграцию в Британию, были распространены и на граждан стран Содружества. В 1960-е гг. допустимым уровнем иммиграции было порядка 75 000 человек в год.

Одним из важных поводов к пересмотру иммиграционного законодательства по отношению к приезжим из стран Содружества (в первую очередь, это относилось к постколониальным странам) послужило увеличение числа конфликтов на расово-этнической почве.

Согласно распространенному мнению, иммиграционное законодательство того времени преследовало следующие негласные цели: 

  • прекратить иммиграцию «с нуля» (когда человек въезжает в страну, не имея в ней родственников и в дальнейшем может перевезти в нее всю семью) и оставить только возможность въезда для семей тех, кто уже успел обосноваться в Британии;
  • прекратить общественную дискуссию об иммиграционной политике;
  • не поощрять репатриацию мигрантов или их потомков;
  • в отношении уже имеющихся иммигрантов в целях их интеграции продвигать политику равных возможностей и законодательство, препятствующее дискриминации. 

«Тем не менее, на практике иммиграция из стран Содружества сократилась лишь незначительно. Среднее число разрешений на жительство в 1970-е гг. – 72 000 в год, в 1980-е и 1990-е гг. – 54 000 в год. Начиная с 1996 г. эта цифра стала расти и к 1999 г.

число разрешений в год достигло 97 000. В целом, начиная с 1963 г. число приезжих составило 2,5 млн. человек». Вступление в Евросоюз «сделало Британию частью европейского рынка труда. Миграция в и из ЕС колебалась от общего оттока порядка 11 000 человек в 1993 г.

до общего притока порядка 24 000 человек в 1998 г.».

Источник: migrationwatchuk.com

Мировой экономический кризис и миграция

На этом фоне любопытный документ представляет собой исследование Комиссии по равенству и правам человека (Migration Policy Institute) «Иммиграция в Великобританию: рецессия и перспективы», опубликованный в марте 2009 г.

, то есть в самый разгар экономического спада при самых неопределенных перспективах.

Впрочем, помимо его документального значения, в силу своей прогнозирующей специфики, этот доклад по некоторым вопросам продолжает сохранять актуальность и сейчас.

Обстановка

«Мировой финансовый кризис привел к резкому повышению уровня безработицы. К моменту начала кризиса число иммигрантов в Британии сильно возросло. При этом изменился характер иммиграции. В частности, в связи с расширением ЕС стало больше приезжих из Восточной Европы. Многие приезжали в Британию временно – по рабочим контрактам.

С одной стороны, рецессия и сокращение рабочих мест может вызвать сокращение притока иммигрантов и возвращение на родину эмигрантов. В этом смысле можно ожидать, что имевший место иммиграционный дисбаланс уменьшится.

С другой стороны, исследователи констатируют сокращение численности иностранных студентов в вузах, потому что образование становится все менее доступным (за счет как подорожания, так и уменьшения платежеспособности), и это плохо, так как иностранные студенты делали большой вклад в финансирование высшего образования.

Кроме того, иностранные студенты представляют собой востребованную группу потенциальных высококвалифицированных иммигрантов».

Однако полностью иммиграция во время рецессии не прекратится – прежде всего, из-за того что кризис глобальный, и люди, теряющие работу у себя на родине, начинают искать ее в других странах.

Кроме того, есть и будут оставаться неэкономические мотивы иммиграции, как-то: воссоединение семей, гуманитарная миграция, социальные причины.

Эти мотивы могут быть как стимулом к иммиграции даже в условиях экономического кризиса, так и причиной, по которой люди остаются в стране, несмотря на кризис.

Далее, кризис не будет длиться вечно. Если на время кризиса приток приезжих слегка сократился, то в дальнейшем следует ожидать, что он станет еще сильнее.

«В период кризиса главная проблема в том, что при общем ухудшении условий труда основной удар придется по наиболее уязвимым группам населения, зачастую представляющим источник низкоквалифицированной рабочей силы — как уроженцам Британии, так и иммигрантам (в первую очередь, приезжим из стран, не входящих в ОЭСР)».

Это может отрицательно сказаться на процессах интеграции и вызвать социальные осложнения, поэтому именно этой стороной дела, по мнению исследователей, следует озаботиться политикам.

«История подсказывает нам, что риск социальных беспорядков и агрессии по отношению к иммигрантам возрастает в периоды экономических потрясений, так как местные работники оказываются в ситуации все большей неопределенности.

Кроме того, высокий уровень безработицы среди иммигрантов может сократить их возможности в плане экономической и социальной интеграции…

В частности, политики должны сосредоточиться на том, чтобы обеспечить: эффективные механизмы интеграции, направленные не только на иммигрантов, но и на все общество; гибкие стратегии на рынке труда, чтобы помочь как местным, так и приезжим работникам; ужесточение трудовых стандартов и внесение тщательно продуманных поправок в систему иммиграционного отбора».

Читайте также:  Труд в россии стал дешевле, чем в китае - иммигрант

Прогнозы

Авторы доклада считают, что в дальнейшем иммиграционный поток увеличится, и одновременно с этим будет возрастать потребность государства в иммигрантах.

«В последнее десятилетие повысился спрос на приезжих работников как среди нанимателей, так и на государственном уровне. Также возросло и число факторов, побуждающих мигрантов уезжать из своих родных стран.

Некоторые из этих факторов могут ослабнуть на некоторое время под действием рецессии, но велика вероятность, что в дальнейшем их значение восстановится:

  • Рост спроса на рабочую силу начиная с низко- и заканчивая высококвалифицированной
  • Экономическое перестраивание и быстрый рост некоторых сфер производства, где наблюдается дефицит местных специалистов
  • Демографический спад, ведущий к общему сокращению рабочей силы
  • Глобальная экономическая интеграция, которая повышает у нанимателей спрос на квалифицированных работников, разбирающихся в специфике разных стран
  • Уже сформировавшиеся сообщества мигрантов, которые служат источником информации и помощи для новых иммигрантов и сокращают издержки в ходе миграции за рубеж
  • Растущая численность молодых людей в странах-источниках».

Некоторые секторы зависимы от иммиграционной рабочей силы, из-за того что среди местных работников, с учетом преобладающего размера зарплат и характера трудовых условий, набрать нужное число кадров проблематично.

Если только рецессия не окажется совсем уж невиданной глубины и продолжительности, то работники-британцы едва ли захотят вернуться, скажем, к земледелию или продовольственной промышленности — в прошедшие три десятилетия они массово уходили из этих отраслей.

Параллельно с этим «демографический спад в ряде европейских стран привел к тому, что возникла перед ними встала необходимость принимать больше иммигрантов, чтобы поддержать нужный размер численности трудоспособного населения.

В частности, считается, что иммиграция – это важный компонент решения такой проблемы, как старение населения, которое во многом существует за счет работы людей трудоспособного возраста, число которых сейчас сокращается.

В этом плане особенно перспективными представляются иностранные студенты, так как они, с одной стороны, молоды, а с другой стороны, осваивают высококвалифицированные специальности, то есть способны в дальнейшем двигать производство».

Потребность в иммиграции

В долгосрочной перспективе приток иммигрантов в Великобританию рассматривается уже как возможный источник человеческих ресурсов, чтобы компенсировать сокращение трудоспособного населения.

Вопрос ставится двояко: смогут ли страны-источники, поставляющие молодых квалифицированных работников, и в дальнейшем выступать в этой роли; и сможет ли Британия в этом смысле конкурировать в качестве страны-реципиента с другими развитыми странами, также нуждающимися в пополнении рабочих кадров.

В качестве источников большие надежды возлагаются на страны Азии и Африки, в то время как приток мигрантов из Восточной Европы, по прогнозам аналитиков, должен вскоре сократиться — опять же, в силу сокращения молодого населения.

Лондонский центр занятости

Причины для эмиграции из этих стран, по мнению авторов доклада, не исчезнут еще долго. В странах Восточной Африки людей будет вынуждать к эмиграции низкий уровень зарплат.

В Китае и Индии, где сейчас бурно развивается высшее образование, наблюдается нехватка рабочих мест: они не могут снабдить работой всех молодых специалистов, и эти специалисты также будут рассматривать вариант иммиграции в страны, где больше возможностей найти работу по специальности. Сходная ситуация в Мексике и странах Ближнего Востока (квалифицированных кадров больше, чем рабочих мест). В целом, поводом для оптимизма, с точки зрения авторов доклада, служит тот факт, что экономика развивающихся стран будет расти существенно медленнее, чем их население. В связи с этим появляется еще один подход к государственной иммиграционной политике:

«Государственная политика располагает некоторой властью по ограничению миграции (эта власть, в свою очередь, ограничена наличием нелегальной иммиграции, иммиграционными потоками в соответствии с международными обязательствами, например, иммиграция из стран A8, предоставление политического убежища и воссоединение семей). С другой стороны, государство не может гарантировать поддержание минимального уровня иммиграции в случае исчезновения тех стимулов, о которых шла речь выше.

Однако велика вероятность, что эти стимулы пока будут сохраняться и создавать необходимое давление, обеспечивающее пополнение Британии иммигрантами в будущем…

Это значит, что в дальнейшем многое будет зависеть от политики – насколько открыты мы будем для миграционных потоков.

Так, развитие протекционистских настроений может стать помехой на пути повышения открытости для миграции, в случае если они будут настолько сильны, что политики перестанут реагировать на обеспечение экономических потребностей для мигрантов».

Стратегические рекомендации и возможные сценарии

В соответствии с выявленными в ходе исследования фактами, авторы выделили четыре области, в которых государство должно оперативно принять меры во избежание неприятностей.

1. Стратегия интеграции иммигрантов

«Мы уже упоминали о том, что такие моменты, как трудоустройство и иммиграция могут создавать взрывоопасную обстановку и на локальном уровне (британские трудящиеся, движимые антимигрантскими настроениями, устраивали стихийные забастовки), и на уровне национальном. Политика интеграции иммигрантов может стать особенно важной задачей в периоды экономических потрясений. В частности, безработица в совокупности с отсутствием регалий может стать препятствием к экономической и, следовательно, социальной интеграции иммигрантов.

Далее, во время экономического спада особое значение получает знание языка, так как слабое владение языком становится дополнительным и серьезным препятствием, мешающим иммигрантам находить работу и быть конкурентоспособными для нанимателей. Это означает, что нужно позаботиться о создании специализированных и гибких ресурсах языковой поддержки.

В то же время, высокий уровень безработицы может стать причиной возникновения конфликтов между иммигрантами и местными работниками, которые начинают бояться конкуренции за рабочие места. Чтобы избежать этого, необходим целостный, направленный на всё общество, подход, предполагающий вложения в укрепление социальной сплоченности, равенства и участия в гражданской активности.

2. Иммиграционная политика

Над одними миграционными потоками у государства больше контроля, чем над другими (касающимися международных обязательств).

В тех случаях, где у правительства есть инструменты контроля, может возникнуть искушение избрать стратегию, при которой во время экономического спада в страну допускается меньше иммигрантов, чем во время экономического подъема.

Однако это нереалистичный подход, так как потребности нанимателей в рабочей силе редко успевают быстро адаптироваться к экономическим изменениям.

Кроме того, экономический спад обычно сам по себе становится фактором к сокращению иммиграции, так что дополнительные усилия со стороны правительства избыточны. Вместо этого исследователи рекомендуют, наоборот, сосредоточиться на привлечении в страну специалистов в востребованных областях и тем самым косвенно формировать поток иммигрантов.

3. Условия труда

«Опыт показывает, что эксплуатация в периоды рецессии возрастает. В этом докладе говорилось о распространенности некоторых форм эксплуатации, особенно в некоторых секторах (в частности, продовольственном).

Важно вкладываться в повышение условий труда для всех работников, особенно низкоквалифицированных. Это может принести всему обществу самые разнообразные бонусы – в том числе увеличение доходов от налогов».

4. Активная политика в отношении рынка труда

Необходима целенаправленная стратегия для решения проблем, с которыми сталкиваются низкоквалифицированные работники в ходе конкуренции на рынке труда, независимо от того, иммигранты ли они.

«Инициативы по предоставлению низкоквалифицированным работникам доступа к получению дополнительного образования уже существуют.

Однако эти программы следует переориентировать так, чтобы они учитывали потребности работников в условиях конкуренции с иммигрантами.

Например, чтобы уроженцы Британии скорее получали квалификацию в областях, требующих хорошего владения языком и навыков коммуникации, где у иммигрантов конкурентоспособность заведомо ниже.

Во избежание разрастания областей с преобладанием низкоквалифицированных кадров может оказаться полезным политическое регулирование и поощрение предоставления тренингов на рабочих местах, а также приема на работу только что получивших квалификацию специалистов».

Три сценария

Наконец, авторы доклада предлагают три возможных сценария и предлагают свои рекомендации по поводу того, как правительству следует действовать в каждом из этих случаев.

В случае относительно быстрого экономического подъема необходимо будет обеспечить всех трудоспособных людей работой, независимо от их происходждения.

Важно сохранить привлекательность британского рынка труда для высококвалифицированных специалистов (иммигранты представляют собой важный ресурс, особенно после кризиса).

Также имеет смысл повысить доступность британского высшего образования и дать выпускникам возможность трудоустройства по специальности в стране.

В случае усугубляющейся затяжной рецессии необходима смягчающая политика, подспудно готовящая общество к экономическому подъему. Это означает, что стратегия должна учитывать повышение свободы миграции как в Британию, так и из Британии.

С одной стороны, это может создавать естественный спад численности безработных, с другой стороны, будет поощрять возвращение мигрантов, имеющих ценную для британской экономики квалификацию во время подъема.

Также необходим пересмотр условий труда во избежание развития черных рынков и эксплуатации мигрантов во время экономического спада.

Третий сценарий предупреждает о вероятности неожиданных модификаций миграции в связи с рецессией. «Необходимо учитывать, что возможны внезапные притоки мигрантов из экономически нестабильных областей.

У этого есть исторические прецеденты».

Для того, чтобы с этим справляться нужно продумать стратегии на разные случаи, а также подготовить к этому общество, создав общественно-политический консенсус по поводу того, как следует действовать в таких случаях.

Источник: https://polit.ru/article/2013/11/01/uk_migration/

Ссылка на основную публикацию