Система общественного транспорта швейцарии — иммигрант

Общественный транспорт в Швейцарии

Система общественного транспорта Швейцарии - Иммигрант

Швейцарская транспортная система налажена просто превосходно. Она соединяет между собой даже самые отдаленные уголки страны. Поезда, автобусы, водный и городской общественный транспорт объединены в единую сеть.

Графики движения скоординированы между собой таким образом, что прибывшие на вокзал пассажиры без промедления могут продолжать свой путь на автобусе к месту назначения. Основной вид городского транспорта Швейцарии — автобус, в крупных городах есть также троллейбусы, в некоторых (Цюрих, Женева) — трамваи.

Весь транспорт следует строго по расписанию, которое вывешено почти на каждой остановке. Двери открываются снаружи и изнутри нажатием на кнопку. В Лозанне есть небольшое метро, которое открылось в 2008 году.

Удобно приобрести единый проездной билет «Swiss Pass», действующий на территории Швейцарии для проезда на автобусах, поездах и катерах, а также дающий 25% скидку на фуникулеры и ряд других льгот.

При его покупке автоматически выдается «Swiss Family Card» (семейная карточка), дающая право бесплатно перевозить детей до 16 лет.

«Swiss Pass» действует в течение выбранного срока и не допускает изъятия или прибавления дней действия.

«Swiss Pass» бывают двух видов — «Swiss Flexi Pass» и «Swiss Card».

«Swiss Flexi Pass» действует в течение любых трех дней текущего месяца. «Swiss Card» предоставляет 50% скидку при покупке билетов на все направления «Swiss Travel System», плюс дает право на 2 бесплатные поездки (при въезде и при выезде из страны).

Авиалинии.

Главный аэропорт Швейцарии (Kloten) расположен у местечка Клотен в нескольких километрах от Цюриха. Он является частной собственностью компании Unique. Вторыми по величине считаются аэропорты Женевы (Cointrin) и Базеля (Euroairport). Оба аэропорта частично расположены на территории Франции.

Euroairport относится также к французскому городу Мюлюз и немецкому городу Фрайбург. Аэропорты Берна и Лугано намного меньше по размерам и принимают рейсы только из городов Европы. Наряду с этим имеется большое количество маленьких аэропортов гражданской авиации.

Железнодорожный транспорт.

Швейцарские железные дороги (SBB) – пожалуй, самые надежные и комфортные в мире. Поезда между основными городами курсируют с тактовым интервалом по крайней мере каждые полчаса. Наиболее быстрые поезда – IC, ICN, EC, IR, Schnellzug. Все они мало отличаются по скорости.

Местные поезда обозначаются R и RX, в пригородах больших городов есть электрички S-Bahn. Ночных внутренних поездов нет. Цена на все виды поездов стандартна, доплат на регулярные поезда во внутреннем сообщении никаких нет.

Простые разовые билеты очень дороги, билет туда-обратно дает небольшую скидку в пределах 10%: Цюрих-Женева (3 часа) — 76 CHF (~$68,2) во втором классе, 126 CHF (~$113,0) в первом, Женева-Лугано (5-6 часов) — 104 CHF (~$93,3) во втором классе, 172 CHF (~$154,3) в первом, Берн-Цюрих (1 час) – 45 CHF (~$40,4) во втором, 75 CHF (~$67,3) в первом.

Автобусы.

Автобусы в Швейцарии играют вспомогательную роль по отношению к поездам. Дальних маршрутов нет, только пригородные. Основная функция автобусов (они в Швейцарии называются «почтовыми») – подвоз пассажиров к железнодорожным станциям.

Тариф средней поездки – несколько франков, однако если ваша поездка комбинированная с пересадкой на поезд, то следует купить единый билет от начала до конца – это обойдется дешевле, нежели покупать билеты отдельно на автобус и поезд.

Расписания автобусов доступны на сайте швейцарских железных дорог.

Водный транспорт.

Водный транспорт входит с общую транспортную систему Швейцарии. Водное сообщение организовано на всех крупных озерах страны. Маршруты вдоль берега выполняются корабликами или пароходами и чаще носят развлекательно-экскурсионный характер.

Переправы с одного берега на другой осуществляются паромами, на которых возможна перевозка автомобилей. На борту организовано питание. Можно получить экскурсионную информацию. Билеты можно купить как в кассах на берегу, так и на борту.

С проездными «Системы путешествий по Швейцарии» (Swiss Pass и все его разновидности) проезд на водных видах транспорта бесплатный.

Такси.

Источник: http://immigracia.eu/switzerland-transport/

Система общественного транспорта в городах Швейцарии

В Швейцарии имеется развитая система городского транспорта, включающая трамваи, троллейбусы, автобусы, теплоходы и фуникулеры. Швейцарская система считается одной из самых лучших в мире.

Мы уже умеем составлять маршрут из точки А в точку Б и выбирать правильный билет:)

Теперь нам нужно разобраться, как купить билет для городского общественного транспорта в автомате, который расположен на остановках.

Рассмотрим на примере автоматов Цюриха

Вот пошаговая инструкция покупки билета в автомате на остановке.

Найти в алфавитном списке название нужной остановки, которой соответствует цифра — номер зоны (оплата зональная) — или буква «K» для небольших расстояний (Kurzstrecken-Ticket).
Затем набираем нужный номер зоны или нажимаем кнопку с буквой «К», и на табло высвечивается стоимость билета.

Если вы обладатель Half-Fare Card или покупаете детский билет,  нажмите кнопку
Если планируется много поездок по городу, можно купить билет на весь день- Tageskarte/Day card — неограниченное число поездок в течение суток
Билет в первом классе скрывается под кнопкой -Если вы не нажмете эти кнопки, билет автоматически выдается в полную стоимость, на одну поездку во втором классе. 

   Вставляете деньги 

   Забираете билет и сдачу 
   Компостируете билет для многоразовых поездок (Mehrfahrtenkarte). Билет действителен только тогда, когда на нем выбиты остановка, дата и время. 

Прямой выбор кнопок для городских и локальных сетей:

Желтая кнопка — короткие расстояния (см. список)
Синяя кнопка — билет на одну поездку в сети города (действителен 1 час)
Зеленая кнопка — дневной билет в сети города (действителен 24 часа)
Красная кнопка — билет для выбранного направления
Оранжевая кнопка — локальная сеть (см. список) 
    Список остановок на короткие расстояния и локальной сети 
   Специальные коды для ZVV дневных билетов, покрывающих все зоны, для 9-часовых дневных билетов, для изменении класса билетов, для билетов для провоза велосипедов и т.д.  Такие автоматы принимают только мелочь. Некоторые загородные линии обслуживают автобусы с билетными автоматами на борту. Принцип работы бортовых автоматов аналогичен принципу работы автоматов на остановке.

Автоматы в Лозанне на остановках в городе по принципу работы очень схожи с автоматами SBB.

С покупкой билета в автомате разобрались, а вот как купить билет для поездки на почтовом автобусе?

В Швейцарии билет на почтовый автобус (междугородний автобус) можно купить или в кассе (только на конечных остановках), или у водителя автобуса. Для покупки билета в автобусе нужно войти через переднюю дверь, назвать свою остановку и заплатить названную сумму.  Если водитель должен вам дать сдачу мелочью, не ждите, что этот процесс будет из рук в руки.

Мелочь нужно будет забрать в нижнем отсеке кассового аппарата, который установлен возле водителя. Также не ждите, что двери прибывающего транспорта сами откроются. Если пассажиры не выходят, то двери могут и не открыться. Вам нужно нажать на большую кнопку рядом с дверью.

После восьми часов вечера вход в автобус осуществляется только через переднюю дверь с обязательным предъявлением действующего абонемента (или покупкой билета). Обычно в автобусе остановки по требованию. Для того, чтобы запросить остановку, надо заранее (!) нажать одну из кнопок, расположенных в салоне.

Расположенные у дверей кнопки имеют двойную функцию: запрос остановки и открывание дверей. Нажав синюю кнопку с изображением детской коляски, вы даете понять водителю, что вам нужно больше времени для входа/выхода.

На некоторых малых железных дорогах остановки тоже по требованию, например, по маршруту Бюль — Грюйер.

Сравнительно недавно в нашем кантоне появился ночной общественный транспорт — автобусы (Nachtbus) , которые функционируют только по пятницам и субботам (в некоторых кантонах — в течение всей недели). К стоимости билета добавляется  ночная доплата в  5 CHF (Aufpreis).

Почти все виды общественного транспорта оборудованы системой автоматического объявления остановок, а зачастую она дополняется электронным табло. Также электронные табло с информацией есть на некоторых остановках.

Иногда водители забывают переключить систему, поэтому если вы впервые на каком-либо маршруте, лучше переспросить у водителя или пассажиров название нужной вам остановки.

Все просто, не правда ли?:)

Полезные ссылки:

http://www.sbb.ch/
http://www.zvv.ch/
http://www.postauto.ch/

Источник: http://www.travel-rest.info/2008/06/blog-post_05.html

Транспорт Швейцарии

В Швейцарии одна из самых организованных транспортных систем, обеспечивающая сообщение между всеми, даже самыми труднодоступными, уголками страны с горным ландшафтом.

Люди здесь живут без надобности ждать автобус на остановке и им не нужно мерзнуть по полчаса в ожидании опаздывающего поезда. Вся система транспорта Швейцарии работает гармонично, словно часы.

Местные власти не жалеют средств на автомобильные дороги и пристально следят за состоянием общественного транспорта, что, согласитесь, очень приятно и для жителей, и для гостей страны.

Общественный транспорт

Самый популярный способ передвижения по стране – общественный транспорт.

Затейливые горные дороги кажутся непреодолимыми даже для опытных туристов, владеющих искусством вождения, поэтому путешественники чаще используют автобусы, нежели арендованные автомобили.

Квалифицированные водители уж точно знают, как лучше всего добраться до труднодоступного города или деревни.

На каждой остановке можно найти расписание, согласно которому ходят автобусы, трамваи и, в особо крупных городах (Цюрих, Женева, Базель, Берн, Лозанна, Лугано, Люцерн и т.д.), троллейбусы. Двери в трамваях открываются только с помощью нажатия кнопки.

Кстати, не пытайтесь обойти оплату проезда – в Швейцарии с «зайцев» взимают весьма солидный штраф. Метро не слишком популярно в горной стране, однако в Лозанне таки действует одно. Лозанское метро относительно новое, ведь оно было открыто в 2008 г.

В Швейцарии есть много малонаселенных пунктов, между которыми курсируют Postautos, так называемые «почтовые автобусы». Ходят они строго по расписанию и порой перевозят всего одного-единственного пассажира.

Вообще, по швейцарским улочкам очень удобно передвигаться на велосипеде, да и полезно, к тому же. В Женеве и Цюрихе прокат велосипедов абсолютно бесплатен, однако придется оставить в пункте проката какой-нибудь собственный документ или небольшую сумму денег в залог.

Не беспокойтесь, с вашими деньгами и документами ничего не случится, просто людям нужна гарантия, что вы вернетесь.

В городах очень популярны такси. Как только вы садитесь в машину, появляется начальная сумма – 5 швейцарских франков. Далее к этой сумме будут добавляться по 2 франка за 1 километр. Если пассажиров двое, сумму удваивают, трое – утраивают, и так далее. Вечером и по выходным сумма, скорее всего, окажется немного больше, чем в трудовые будни.

Железнодорожный транспорт

Города Швейцарии соединяет сеть железных дорог. Кстати говоря, именно здесь появилась первая в Европе железная дорога. По сегодняшний день швейцарцы являются самыми активными пользователями этого вида транспорта.

Несмотря на природные особенности страны, швейцарские поезда могли бы поделиться пунктуальностью со всеми остальными, и всё равно бы остались лучшими в этом плане.

Опоздания здесь недопустимы, ибо рушат всю систему.

Дело в том, что весь общественный транспорт очень хорошо скоординирован между собой и железнодорожным транспортом; сделано это ради удобства и сохранения нервов пассажиров, а также для экономии времени.

В стране действует государственная компания SBB, однако существует также целая сеть частных железных дорог длиною в 2 тыс. километров. Вообще, в Швейцарии есть такое понятие, как «панорамный маршрут». То есть вы отправляетесь из пункта «А» в пункт «Б» через самые живописные места. Для любителей смотреть в окно, слегка покачиваясь на полке поезда – это идеальный способ перемещения.

К примеру, маршрут «Ледниковый экспресс» (нем. Glacier-Express), который длится около 8 часов. Поезд в этом случае идет из Церматта в Санкт-Мориц, проезжая через Бриг, Андерматт и Кур. Выбрав этот маршрут, удивительные виды горных пейзажей и заснеженных вершин вам обеспечены. Кстати, он проходит также через Ретийскую железную дорогу, что входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Популярностью пользуется маршрут «Золотой перевал», что идет из Люцерна через красивейший перевал Брюниг, затем в Монтре через Интерлакен и Цвайзимен. По времени он займет примерно 5-6 часов, не больше.

Если у вас есть необходимые документы для въезда в Италию и повторного въезда в Швейцарию, у вас есть и возможность проехать одним из самых красивых маршрутов в мире — Экспресс Бернина.

Читайте также:  Япония планирует смягчить для высококвалифицированных специалистов правила получения пмж - иммигрант

Длится он 4 часа и идет через Кур, Санкт-Мориц, перевал Бернина, Поскиаво и завершает путь в Тирано (Лугано).

Прокат авто

Если общественный транспорт Швейцарии вам не по душе и вы заимели смелость лично руководить процессом управления автомобилем, отправляйтесь в ближайший аэропорт или на крупный вокзал – там всегда можно взять автомобиль в аренду.

Прокатом авто также занимается множество компаний, однако о них придется узнавать самостоятельно в городе. Естественно, вы должны быть старше 21 года, хотя некоторые автомобили доверяют только лицам, которые старше 25.

Также вам необходимо международное водительское удостоверение, стаж не менее 3 лет и действующая кредитка.

К слову, в Швейцарии очень много скоростных трасс; их обычно обозначают с помощью зеленой таблички. Для того, чтобы проехать через такую трассу, вам придется заплатить около 40 швейцарских франков. Оплату можно осуществить на пограничном пункте, заправочной станции или в почтовом отделении. После вы получите подтверждающий талон, который местные называют Vignette.

Воздушный и водный транспорт

Швейцария не отличается внушительными размерами, однако воздушный транспорт развит здесь на высоком уровне.

Страну обслуживает авиакомпания SWISS, дочерняя компания немецкого авиаперевозчика Deutsche Lufthansa AG. Кроме нее, в пределах Швейцарии действуют десятки частных авиакомпаний.

Международные аэропорты имеются, например, в Цюрихе, Женеве и Берне. Добраться до них можно на обычном автобусе.

Страна не имеет выхода к морю, но ради прекрасных озер здесь организовали целую систему водного транспорта.

Перебраться с одного берега на другой можно на пароме, а для того, чтобы просто полюбоваться красотами и гладью воды, на каждом крупном озере (Цюрихское, Тунское, Фирвальдштетское, Женевское) периодически курсируют экскурсионные кораблики. Билеты на них можно приобрести в кассах, что по обыкновению находятся у побережья.

Как путешествовать по Швейцарии?

Swiss Travel System, пожалуй, одно из самых удобных и любимых изобретений для путешественников. Система путешествий рассчитана на пользование всем общественным транспортом, обслуживающим эту самую систему.

На деле же вы покупаете проездной билет, с которым вас пустят и в самолет, и в автобус, и на паром, дает вам право еще и посещать музеи на бесплатной основе.

Проездные немного отличаются преимуществами и недостатками, поэтому внимательно изучите все их особенности при покупке и сделайте правильный выбор.

Самый популярный — Swiss Pass, который действует максимум в течение месяца. Другие имеют немного меньший срок, однако в остальном они ни чем не хуже ранее упомянутого вида проездного. Кстати, если вы путешествуете с детьми, приобретите Family Card.

Этот проездной дает право вашим детям до 16 путешествовать бесплатно в сопровождении, по крайней мере, одного из родителей.

Если вы не планируете посещать много городов Швейцарии, лучше приобретите «местный» проездной, который будет действовать только в пределах нужного вам города или кантона. Это будет дешевле и разумнее.

Источник: https://womanadvice.ru/transport-shveycarii

Организационные аспекты поездки в Швейцарию

small_diamondМое путешествие в Швейцарию состоялось в конце апреля — начале мая 2016 года, посетила несколько городов ее французской и немецкой части (в конце поста приведу план поездки).

Несмотря на то, что страна небольшая, в ней столько всего удивительного и интересного, что такой короткий срок, конечно, подходит только для первого знакомства.

Хочу поделиться некоторыми наблюдениями и советами при организации поездки.

Время для поездки

Швейцария — это страна, где хорошо в любое время года! Помимо экскурсионных целей, здесь, вне зависимости от сезона, есть масса возможностей для активного отдыха.Если нет привязки к зимним видам спорта, самое лучшее время для поездки — это период с мая по октябрь (хотя в Церматте, например, катаются и в мае).

В это время будет уже не только устойчивая и хорошая погода, но и возможность пользоваться туристической инфраструктурой в полном объёме. Так, часть маршрутов на горные вершины открывается только в конце апреля — начале мая.

Например, совершить знаменитый Golden Round Trip на Пилатус возможно только с мая, когда открывается движение поезда по зубчатой железной дороге, а в остальное время доступен подъем только по канатной дороге.

Плюс в тёплое время больше возможностей для того, чтобы часть пути в горы преодолевать пешком (даже абстрагируясь от хайкинга). Например, по пути на Горнерграт как раз есть несколько промежуточных остановок, где летом должно быть просто прекрасно.

Более того, необходимо учитывать, что если какой-нибудь музей вдруг затеет реконструкцию, то это будет как раз в «не сезон». Например, во время моей поездки Музей еды в Веве как раз был закрыт на реконструкцию до начала июня.

В любом случае, вне зависимости от выбранного сезона, если планируется поездка на одну из горных вершин, лучше закладывать запас в день-два на случай возможной непогоды. При этом, как показала практика, даже если утром «ничего не видно» (а на каждой вершине есть веб-камера и можно узнать ситуацию на сайте в режиме реального времени), то во второй половине дня видимость может быть отличной.

Выбор места для проживания

Исходя из опыта своей поездки, могу сказать, что в районе Женевского озера лучше все же жить на противоположном от Женевы берегу. Например, в Лозанне, Монтрё, Веве (причем, я бы выбирала между двумя последними — они более компактные и показались мне очень спокойными и размеренными).

Именно с этой части озера удобнее совершать выезды в интересные места (тот же Горнерграт, сыроварня в Грюйере и шоколадная фабрика в Броке).В немецкой части я бы выбрала Люцерн. Абсолютно волшебный город! Кроме того, из него можно совершить несколько горных вылазок: как в непосредственной близости (Пилатус, Риги, Титлис, Штансерхорн), так и на Юнгфрау.

Если у кого-то есть опыт поездки по итальянской части Швейцарии, буду благодарна советам по размещению в этом регионе 🙂

Отели

Бронировала отели в четырёх городах: Женева, Люцерн, Берн, Цюрих. Позднее подготовлю сводный отчёт про гостиницы из этой поездки, а сейчас хочу остановиться на некоторых особенностях.

Швейцария не только удивительная и интересная страна, но и дорогая 🙂 Если в большинстве стран можно даже в сезон найти приемлемый вариант 3-4* до 100 евро за ночь, то в Швейцарии средняя стоимость одноместного номера получилась 150 франков (самый дорогой отель был в Люцерне, дешёвый — в Женеве) и то, после того, как «поиграла маршрутом», направившись из Женевы не в Берн (что было бы логично), а сначала в Люцерн. Причём все отели были категории 3*.В отличие от других европейских отелей, во всех швейцарских гостиницах данной категории, в которых я останавливалась, в номере были чайник и принадлежности для приготовления чая и кофе (ещё дополнительно возможна капсульная кофемашина), а также приветственная бутылка воды (ожидаемо для Швейцарии). «Нежданчиком» оказалось отсутствие холодильника почти во всех отелях (уже потом поняла, что его наличие — скорее исключение).Возможность взять зонт была во всех гостиницах, но, в основном, они были не в номере, а при выходе из отеля и в дождливую погоду зонтов не хватало всем желающим.Уже упомянутая дороговизна швейцарских отелей несколько нивелируется тем, что в гостиницах некоторых городов выдают бесплатные проездные на городской транспорт на время пребывания (по ним также возможно посещение ряда музеев). Если не планируется перемещение между городами, этих проездных будет вполне достаточно. Из отелей, в которых я останавливалась, бесплатные проездные предоставлялись во всех гостиницах, кроме Цюриха.

Рестораны

Большинство ресторанов (которые закрываются после обеда) на ужин открываются в 18.00 (а некоторые и в 17.30), т. е. относительно рано, если сравнивать, например, с Италией, Испанией или Францией. Но ближе к 19.

00 свободный столик в хорошем месте все равно найти проблематично. Поэтому, если нет брони, идеально озадачиваться местом для ужина не позднее 18.30. Искать место для обеда, как обычно, лучше до 13.30.

Цены выше среднего европейского уровня (в основном, обед или ужин в пределах 40-50 франков), но при этом порции довольно большие.

Несмотря на то, что я путешествовала только по франко- и немецкоязычной части, везде было очень много итальянских ресторанов, что не могло не радовать. Кстати, показалось, что местные жители данных кантонов также большие любители итальянской кухни.

Swiss Travel Pass

Это некий микс проездного и музейной карты. Скажу честно, что я не высчитывала до копейки его окупаемость, но прикинув количество своих передвижений (в т. ч.

скоростные поезда, а также поездки на Пилатус и Горнерграт, где Swiss Travel Pass даёт 50% скидку) и планируемые к посещению достопримечательности (почти все музеи и прочие посещённые мной места в него включались), сразу отбросила мысли о том, чтобы каждый раз стоять в кассах или у автоматов за билетами.

В 2016 году Swiss Travel Pass для 2-го класса на 8 дней стоил 363 евро. Более чем уверена, что он окупился как в финансовом, так и временном плане.Поэтому если предполагается активная поездка, то мой ответ однозначный — в пользу Swiss Travel Pass.

Если в планах только осмотр основных городов, без выездов за их пределы — вполне достаточно бесплатных проездных, которые можно получить в гостиницах (писала о них выше).В инструкции к Swiss Travel Pass (именной) указано, что его предъявляют одновременно с паспортом. У меня всегда была при себе копия первой страницы, паспорт не требовали (копию в принципе тоже, но лучше ее иметь).

Транспорт

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/32969451.html

Проездной Swiss Pass – как сэкономить в дорогой Швейцарии

Общественный транспорт в Швейцарии представлен налаженной сетью автобусов, трамваев, троллейбусов, электричек, поездов и паромов.

Все они придерживаются тщательно разработанного расписания, в котором один вид транспорта подстроен под другой.

Проезд нужно оплачивать самостоятельно в специальных автоматах, в интернете или в кассах, указывая начальный и конечный пункт поездки (печатается на билете).

Вся Швейцария разбита на зоны, в рамках которых действует единая цена на все виды транспорта. Так, в Цюрихе цена достигает 3,8 франков за билет в одну сторону, для поездки на короткое расстояние – 2,4 CHF, а проездной на целый день обходится в 7,6 CHF. Стоимость проезда возрастает, если вам нужно пересечь две или больше зон.

Система швейцарского транспорта не только идеально налажена, но и достаточно запутана, а цена ошибки, выраженная в штрафах, начинается с 75 франков. Именно поэтому для иностранцев в Швейцарии придуманы несколько видов проездных билетов, самый популярный из которых – Swiss Pass.

Что такое Свисс Пасс?

Swiss Pass – уникальная система, благодаря которой ваше путешествие по Швейцарии станет более увлекательным без особых затрат.

Это единый проездной, предназначенный исключительно для иностранцев, который позволяет бесплатно пользоваться услугами всего общественного транспорта, включая межрегиональные поезда и паромы.

Какой Swiss Pass лучше выбрать, сколько стоит проездной и кто из туристов может купить его с 50% скидкой? Ответы в этой статье

Какой Swiss Pass выбрать: особенности, цены и скидки

На 2018 год существует четыре основных вида Свисс Пасса.

Базовый вариант, позволяющий не платить за проезд во всём общественном транспорте Швейцарии (не распространяется на горные регионы) на протяжении определённого срока. Также он позволяет приобретать билеты на канатную горную дорогу в два раза дешевле и открывает вход почти в 500 музеев страны.

Первый класс:

  • три дня подряд – 358 CHF,
  • четыре – 429 CHF,
  • 8 – 631 CHF,
  • 15 – 765 CHF;

Второй:

  • три дня подряд – 225 CHF,
  • четыре – 270 CHF,
  • 8 – 398 CHF,
  • 15 – 485 CHF.

Swiss Travel Pass подойдёт туристу, путешествующему по двум и более городов Швейцарии. Актуальные цены для ориентира:

  • Билет в одну сторону в пределах города стоит 4 CHF;
  • Стоимость разового проезда в междугородних поездах начинается от 25 CHF за получасовую поездку, например, из Цюриха в Винтертур. Добраться из столицы Женевы можно уже за 80 CHF;
  • Средняя цена входа в музей – 10 франков.
Читайте также:  В польше продолжается беби-бум - иммигрант

Этот проездной действует по такому же принципу, как базовый Свисс Пасс, но предоставляет вам выбор периода, в течение которого он будет действителен. После первого использования система отсчитывает месяц, 3 дня в котором НЕ ПОДРЯД (или больше, зависит от тарифа) вы имеете право на бесплатный проезд.

Первый класс:

  • три дня – 412 CHF,
  • четыре – 493 CHF,
  • 8 – 706 CHF,
  • 15 – 840 CHF.

Второй:

  • три дня – 259 CHF,
  • четыре – 310 CHF,
  • 8 – 445 CHF,
  • 15 – 532 CHF.

Покупка этого проездного выгодна только тем, кто собирается побывать в Швейцарии более одного раза в течение 30 дней и при этом посетить несколько городов, или тем, кто путешествует по сложному маршруту, останавливаясь в каждой области на несколько суток.

Это билет в две стороны от швейцарской границы (если путешествуете на автомобиле или пешком), всех аэропортов Швейцарии и центральных вокзалов крупных городов до вашего пункта назначения и обратно по наиболее быстрому маршруту. Активен только 30 дней.

  • Первый класс – 247 франков;
  • Второй – 154 CHF.

Стоимость Swiss Transfer Ticket окупится путешественникам, приехавшим на отдых в один город Швейцарии, расположенный достаточно далеко от пункта прибытия. Например, если по прибытию в Цюрих вы едете отдыхать в Люцерн (расстояние 52 км), то дешевле будет просто купить билет на поезд, зато если добираться до отдалённых городов, можно сэкономить крупную сумму денег. На примере с ценами:

  1. Чтобы доехать из аэропорта столицы Швейцарии до отеля в Монтре, нужно сначала добраться до центрального вокзала Цюриха. Стоимость проезда в одну сторону – 6,6 франков.
  2. Затем туристу предстоит поездка на поезде стоимостью минимум 80 CHF до ближайшей к Монтре крупной станции – Лозанны.
  3. После этого нужно сесть на электричку и за 22 франка доехать до пункта назначения.

Итого в две стороны без Swiss Transfer Ticket нужно потратить 217 CHF, с ним – 157 CHF. Экономия 60 франков.

Месячный абонемент на скидку 50% при покупке билетов на поезда, на почти все виды общественного транспорта. Обратите внимание, на проезд в автобусах и трамваях, которые идут по коротким маршрутам и имеют минимальную стоимость проезда, как и на акционные билеты для других видов транспорта, Half Fare Card даёт скидку в меньшем размере.

На приобретение этого вида проездных билетов установлен единый тариф – 120 франков. Покупка выгодна туристам, приехавшим в Швейцарию на длительный срок для путешествия по нескольким городам.

Где можно купить Swiss Pass

  1. В специализированных туристических агентствах.
  2. На официальном сайте продавца — www.swiss-pass.ch (русскоязычной версии нет).

    Несмотря на то, что вам не придётся платить посредникам, цена не выйдет намного ниже, чем в агентствах, поскольку в стоимость заказа включат и доставку проездного – плюс 15-18 франков к цене Свисс Пасса.

  3. В аэропорту Цюриха или Женевы.

Geneve-Cointrin Airport

Для оформления вам понадобится только загранпаспорт. Дети до 16 лет имеют право бесплатного проезда с одним из родителей, оформивших Swiss Pass.

Booking.com

Swiss Pass – удобная система, позволяющая в определённых ситуациях значительно сэкономить на путешествии. Наслаждайтесь прекрасными видами Швейцарии без особых затрат. Удачного отдыха!

Источник: https://kuku.travel/country/shvejcariya/proezdnoj-swiss-pass-kak-sekonomit-v-dorogoj-shvejcarii/

Транспорт Швейцарии — описание местных автобусов, такси и поездов

Несмотря на перебои в движении из-за страшного наводнения и трехчасового отключения электроэнергии в 2005 году, система общественного транспорта Швейцарии является одной из самых лучших в мире. От отправления одного рейса до другого проходит всего несколько минут. Опоздания и задержки случаются чрезвычайно редко.

Путешествия по стране влетят в копеечку, поэтому тем, кто всерьез собирается ездить по всей Швейцарии, рекомендуем приобрести железнодорожный проездной. В расписаниях вы часто можете увидеть слово Werktags (рабочие дни), что означает, что транспорт движется с понедельника по субботу, если нет дополнительной пометки ausser Samstag (кроме субботы).

Водный транспорт

По всем крупным озерам ходят пароходы, которые находятся в ведении Swiss Federal Railways (SBB/CFF/FFS) или частных компаний.

Вы можете совершить круиз по таким озерам, как Женева, Констанс, Люцерн, Лугано, Невшатель, Биль, Муртен, Бринц, Цуг, но не по Лаго-Маджоре.

Проездной Swiss Boat Pass (35 швейцарских банков, действителен в течение года) дает скидку в размере 50% на поездки по 14 крупнейшим озерам страны.

Общественный транспорт

Внутригородской общественный транспорт связан единой системой билетов. Чаще всего билеты нужно покупать непосредственно перед посадкой или на остановках. В некоторых швейцарских городах билет в один конец предусматривает возможность путешествовать в течение какого-то определенного времени (например, 1 часа). Билет Multistrip дает вам право на скидку.

Инспекторы регулярно выходят на рейсы, чтобы проверить, у всех ли пассажиров имеются билеты. Тех, кто ездит «зайцем», штрафуют на месте. Размер штрафа – около 80 франков.

Автобусы и трамваи

Желтые «почтовые» автобусы (Postbus на немецком, Car Postal на французском, Auto Postale на итальянском) ездят по почтовым маршрутам, заглядывая в города, которые находятся в самых труднодоступных горных районах. Они ходят как по часам, интервалы в маршрутах как у поездов. Автовокзалы обычно находятся по соседству с железнодорожными станциями.

Ваш багаж можно отправить тоже почтовым автобусом, это вам обойдется в 12 франков.

Если вы всю ночь гуляли в клубе или отдыхали в баре в выходные , то доставить вас до гостиницы может ночной автобус (0900 100 201; mct.sbb.ch/mct/nightbird – сайт на немецком и французском языках).

Стоимость проезда на автобусах сопоставима с поездами. Путешествие длиной в день может стоить вам от 35 до 85 франков.

Автомобили и мотоциклы

Хорошо подумайте перед тем, как брать в аренду машину или мотоцикл, ведь выхлопные газы негативно влияют на окружающую среду. Вождение может вам помешать насладиться прекрасными пейзажами. По городу гораздо удобнее двигаться на общественном транспорте, так как дела с парковками обстоят весьма напряженно.

Топливо

Неэтилированный бензин широко доступен, его можно узнать по зеленым насосам. Также есть дизель – его легко опознать по черным насосам. На момент написания статьи литр бензина стоил 1.58 швейцарского франка, а литр дизельного топлива – 1.68 франка. Актуальные цены можно найти в разделе «топливо» на сайте www.theaa.com.

Прокат

Прокат автомобилей – дорогое удовольствие, особенно если пользоваться услугами известной межнациональной фирмы. Гораздо экономнее заказать машину еще до поездки в Швейцарию, но и в этом случае вы потратите на автомобиль не много не мало – 350-500 швейцарских франков в неделю.

Минимальный срок аренды – 25 дней, в некоторых фирмах можно договориться на 20, но в любом случае для оплаты вам понадобится кредитная карта. На взятых в аренду в Швейцарии машинах можно ездить в большинстве стран Евросоюза, но нельзя ездить по Греции, Албании, Боснии, Болгарии, Сербии, Турции и Украине.

Контакты популярных в Швейцарии фирм, занимающихся прокатом автомобилей:

Avis (0848 811 818; www.avis.ch)

Europcar (0848 808 099; www.europcar.ch)

Hertz (0848 811 010; www.hertz.ch)

Holiday Autos (056 675 75 85; www.holidayautos.com)

Sixt (/0848 884 444)(www.sixt.ch)

Парковка в центре города разрешена в рабочее время (с 8:00 до 19:00 с понедельника по субботу). Стоимость – от 1 до 1.5 франков в час, машину можно оставить от 30 минут до 2 часов.

На центральных улицах (голубые зоны) можно оставлять машину на 1,5 часа, в красных зонах – не более, чем на 15 минут. Чтобы оставить машину на улице, вы должны прикрепить к стеклу диск-индикатор, который отображает время, когда вы припарковались.

Диски можно бесплатно взять в туристических центрах, автомобильных компаниях по аренде и в полицейских участках.

Поезда

Железнодорожная сеть Швейцарии обслуживается как государственной, так и частными компаниями. В поездах дальнего следования есть вагоны-рестораны. Курить запрещается во всех поездах и на всех вокзалах.

Средний тариф – примерно 30 франков на 100 км. Приобретение железнодорожного проездного может существенно сэкономить вам расходы.

Билет туда-обратно стоит дешевле, чем два отдельных билета в дальние поездки. В низкий по туристической популярности сезон иногда действуют специальные предложения на билеты.

Проезд в вагоне первого класса стоит на 50-65% дороже, чем во втором классе. На всех станциях можно взять бесплатные буклеты с расписанием движения поездов. Консультацию по интересующим вас вопросам можно получить у персонала на вокзалах или по телефону 0900 300 300 (стоимость звонка – 1.19 франка на минуту).

Расписание поездов меняются каждый год в декабре

Во всех вокзаха есть камеры хранения. Место в круглосуточной камере стоит от 3 до 6 франков, в зависимости от объема багажа.

Прибытия и отправления поездов объявляются на немецком, французском, английском и иногда на итальянском языках. Платформы и станции делятся на секции от A до D.

Бронирование и билеты

На длительные поездки, особенно в пик туристического сезона, лучше заранее бронировать билеты. Бронь стоит 5 франков.

Если в расписании какой-то маршрут отмечен пиктограммой, изображающий желтый глаз, это означает, что вам нужно будет купить билет прямо перед посадкой. Это в основном бывает на небольших сельских маршрутах.

Билет на поезд на поездку длиной более 80 км действителен в течение двух дней. Обратные билеты на поездки длиной более 160 км действительны в течение месяца.

Туры

В туристических бюро вашему вниманию предложат огромное количество однодневных экскурсий. Швейцария – очень компактная страна, и вполне можно купить тур с посещением интересных достопримечательностей, которые находятся в разных городах. Такие экскурсии выгодны, когда у вас не очень много времени, и иногда они обходятся дешевле, чем собственная организация поездки.

Воздушный транспорт

Внутренние авиаперелеты малопопулярны среди туристов, так как Швейцария – небольшая страна, и на ней комфортно передвигаться на поезде. Авиакомпания Swiss International Air Lines (www.swiss.com) обслуживает рейсы из

Цюриха и Женевы. Цена на авиабилеты начинаются от 250 франков.

На горных курортах можно воспользоваться услугами вертолетных операторов и полетать над Альпами. Над озерами Люцерн и Констанц можно совершить полет на дирижабле.

Велосипеды

Пункты проката велосипедов есть практически на всех железнодорожных станциях. Цены начинаются от 23 франков за полдня, 31 франк за целый день. Владельцы Swiss travel pass имеют право на скидку. Если сообщить заранее продавцам, то велосипед можно оставить не на той станции, где вы брали его в аренду, а на другой, но это будет стоить вам дополнительно 6 франков.

В летний период спрос на велосипеды значительно возрастает, поэтому лучше бронируйте их заранее. Многие хостелы сдают в аренду велосипеды. Цены – 10 франков за полдня и 15 за целый день, но в залог нужно оставить 100 франков. Бронирование также необходимо.

В Берне, Женеве, Цуге и Цюрихе есть бесплатный прокат велосипедов.

Велосипеды можно перевозить на поездах, иногда даже на высокоскоростных — InterCity (IC) и EuroCity (EC), если места в багажном вагоне достаточно.

Провоз обойдется вам в 15 франков, или в 10, если у вас имеется Swiss travel pass. Те поезда, на которых нельзя возить велосипеды, в расписаниях помечены перечеркнутым изображением велосипеда.

Источник: http://travelask.ru/questions/8510-obschestvennyy-transport-v-shveytsarii

Личный опыт: как жить в Швейцарии. Экономно

Зачем экономить в Швейцарии

– Казалось бы – зачем экономить на жизни в Швейцарии? Здесь один из самых высоких доходов в мире на душу населения. Даже на минимальную зарплату можно позволить себе многое. И не верится, что местные считают каждую копейку. По-настоящему бедные в Швейцарии люди не потому бедны, что у них мало денег, а потому, что они не умеют их тратить.

Их легко с помощью рекламы уговорить на покупку ненужных вещей. Если прийти к ним домой, у них всегда будет самый дорогой телевизор и куча другой бесполезной техники. Идея экономии в этой стране не в том, чтобы как можно реже открывать кошелек. Важно уметь рационально распоряжаться деньгами и знать, что и где выгоднее приобрести или заказать.

Кстати, я далеко не бедствую. Мой ежемесячный доход значительно превышает среднюю зарплату по Швейцарии. Но разумная трата средств – дело принципа.

Налоги и пенсионные сборы

– Из вашей годовой швейцарской зарплаты придется отдать около 25% (точная цифра зависит от величины доходов, места проживания, семейного положения, наличия детей и многих других факторов). Половина этих вычетов – сборы в пенсионный фонд, обязательная страховка, а половина – те самые налоги.

При этом в регионах с более низкими налогами цены на жилье будут выше, а в областях с высокими налогами, наоборот, ниже. Отсюда вывод: переезд в кантоны с низкими налогами (Цуг, Швиц) имеет смысл при доходах на семью от 250 000 швейцарских франков в год.

Тогда вы сможете позволить себе квартиру лучшего качества, а платить сборов будете меньше.

Сэкономить на налогах, помимо переезда, можно, заведя детей. На них есть налоговые вычеты – около 8000 франков в год из налогооблагаемой базы. Зато жениться невыгодно – семейных в некоторых кантонах облагают большими налогами.

Еще можно вносить деньги на свой пенсионный счет (только до определенного предела, но все же это могут быть значительные суммы), за это тоже полагаются вычеты из налогооблагаемой базы.

Или же около 5000 франков в год вкладывать в так называемую «третью колонну» пенсионного обеспечения – но при этом снять эти деньги до пенсии не получится, кроме особых случаев (отъезд из Швейцарии, покупка дома).

Аренда жилья

– Большинство местных предпочитают снимать жилье, а не покупать его. И причина заключается не только в менталитете и традициях.  Приобретение квартиры в Швейцарии невыгодно, если учесть налоги, стоимость неизбежных ремонтов, выплаты по кредиту и упущенную возможность вложить эти средства в другие финансовые инструменты.

Соотношение арендной платы и стоимости жилья в Швейцарии совсем иное, чем, например, в России. Поэтому, хоть россияне и выходцы из стран СНГ уверены в преимуществе покупки перед арендой, они, как правило, заблуждаются. Чтобы сэкономить на аренде жилья, нужно помнить два главных правила.

Во-первых, чем дальше от экономических центров страны, тем дешевле. Во-вторых, недорого снять квартиру в Швейцарии можно там, где высокие налоги и, наоборот, дорого стоит съем жилья там, где налоги низкие (и при этом имеется хоть какая-то инфраструктура, а не просто лес и поля).

Вот почему больше всего денег придется выложить за «свой угол» в Цуге и на «золотом берегу» Цюрихского озера (между городками Zollikon и Feldmeilen). Если вы не хотите платить много за проживание в квартире, лучше не селитесь в новый дом. Дешевле обойдется аренда в здании «с историей».

По швейцарским законам, собственник не имеет права произвольно повышать стоимость аренды. А когда падают учетные ставки швейцарского Национального банка, возможно даже снижение расценок. Арендаторы имеют право потребовать пересмотра стоимости.

Но тут важно изначально снимать жилье не у частного собственника, а у профессиональной компании. Они и законы знают, и за домом лучше следят. Мне, например, за последние шесть лет снизили арендные ставки на 20%.

Еще хороший способ оправдать стоимость аренды – поселиться недалеко от работы, чтобы не тратить много денег на транспорт.

  • Подробнее про аренду жилья в Швейцарии читайте в нашем материале!

Коммунальные услуги

– На эти расходы повлиять радикально невозможно. Ведь всем необходимо пользоваться электричеством и другими благами цивилизации. Но и тут есть два секрета.

Отсутствие базового и кабельного телевидения дает возможность сэкономить 500-1000 франков в год. А если вы живете в большом городе, необязательно пользоваться личным автомобилем.

Собственное паркоместо в городе обходится ежегодно в 1500-2500 франков.

Кроме того, каждый резидент имеет право выбрать источник электроэнергии, поставляемой его энергетической компанией – солнечная, гидро-, ядерная, или их соотношение. В зависимости от этого цена за электричество будет разной, но разница окажется несущественной.

Продукты

– Если идти за продуктами в первый попавшийся магазин в Швейцарии, есть все шансы оставить там более тысячи франков в месяц. Цены здесь соответствуют доходам, поэтому они высокие. Но всегда можно купить что-то аналогичного качества или даже лучше, зато дешевле.

Например, в дискаунтерах Lidl и Aldi. Там продукция (особенно хлеб) чаще лучше, чем в обычных супермаркетах Coop или Migros, а ценник на 20-50% ниже.

Так, если бюджет на питание составляет 1000 франков, то в бюджетных магазинах можно сэкономить до 300-400 франков! У некоторых получается не тратить много денег на продукты, покупая их в соседних странах – Германии, Франции или Италии – в зависимости от кантона.

Но это, как правило, псевдоэкономия. На это обычно уходит целый день (по субботам всюду пробки и очереди), минимум 150 км пути и стоимость бензина. Так что это мартышкин труд.

Если закупаться не раз в неделю, а заходить в местный супермаркет чаще, то там бывает уценка на рыбу, мясо или сыры. При известной ловкости можно сберечь много средств. Например, сыр лежит долго, его срок годности не имеет ничего общего с тем, что написано на упаковке. Его я на 80% на таких распродажах и приобретаю, а сырое мясо — на 60-70%.

Кафе и рестораны

– К сожалению, Швейцария не может похвастаться статусом страны кулинарных изысков. Местная кухня простая.

Все знают фондю и раклет, но кроме этого есть еще несколько традиционных блюд из базовых и знакомых всем с детства продуктов, например, картофеля и сыра. А вот цены в ресторанах здесь не соответствуют этому уровню.

Конечно, они высокие, за эти деньги можно вкуснее пообедать в соседних странах. Так что лучший совет для тех, кто хочет бюджетно жить в Швейцарии – в кафе и рестораны ходить как можно реже.

Ну а если есть необходимость перекусить, лучше всего пойти в столовую самообслуживания – Autogrill или Migros. Там не так дорого и вкусно.

Транспорт

– Личный автомобиль в Швейцарии в целом иметь невыгодно. Проще поселиться таким образом, чтобы не пришлось его покупать. Я живу рядом с центральным вокзалом и с трамвайной остановкой, где проходят 4 трамвая, идущие в разные концы города.

  Если же вам позарез нужна машина, не берите новую, а заказывайте одногодичную в Германии или Швейцарии, чтобы она была еще на гарантии. Держать дорогой автомобиль 3-4-летней давности рискованно.

Счет при поломке легко может составить 20 000 франков.

Что касается общественного транспорта, он здесь отлично развит. Но самое выгодное – жить так, чтобы им редко пользоваться, как я. До работы я езжу на велосипеде. Стоимость трамвая в Цюрихе – 3,10 франков на один час.

Если этого не избежать, лучше всего купить годовой абонемент – местный или на всю страну. Местный приобретается по выбору – на отдельный город или кантон, на большие расстояния. Он стоит обычно 700-1500 франков.

Общий на всю страну называется GA и включает в себя все виды транспорта, кроме канатных дорог. Он обойдется вам в 3655 франков (2-й класс).

Плюс, в обязательном порядке каждый, кто хочет экономно жить в Швейцарии, должен иметь скидочную карту Halbtax. Она стоит около 150-200 франков в год и дает скидку на транспорт дальнего следования в 50%.

Шопинг

– Если вы хотите купить одежду, то лучшее для этого время – две главные распродажи – в январе и июне. Если грамотно спланировать поход по магазинам, можно таким образом сэкономить до 50-60%.

Бытовую технику и мебель выгоднее всего приобретать на ricardo.ch. Это сайт, на котором каждый может что-то купить по системе, сходной с аукционом. Да, это будет диван или телевизор, бывший в употреблении.

Но швейцарцы часто продают просто надоевшую или не подошедшую вещь, которая была куплена не больше нескольких месяцев назад. Покупка этих предметов в Германии или других соседних странах особой экономии не приносит.

А если вы все же хотите новую вещь, всегда заказывайте ее онлайн – это дешевле.

Связь

– На мобильный телефон в Швейцарии можно легко израсходовать 100-200 франков в месяц. Сэкономить можно несколькими способами. Во-первых, покупая наборы, например, интернет – телевидение – телефон.

Во-вторых, приобретая pre-paid карты виртуальных операторов (Migros, Aldi). Самое невыгодное – долгосрочные контракты трех больших операторов.

Но и там, если пользоваться системой pre-paid и не звонить много, выйдет не больше 10-20 франков в месяц.

Самый дешевый интернет – беспроводной, например, через 4G-модем. За него придется платить от 50 франков в месяц. Но он медленный. Быстрый требует кабеля, аренда которого стоит еще 50 франков ежемесячно. В общем, заплатить больше 100 франков за интернет — это в Швейцарии легко.

Медицина

– Каждый житель Швейцарии в обязательном порядке должен иметь медицинскую страховку. Ее стоимость начинается от 200 франков в месяц, и, в зависимости от возраста и размера вычета, может достигать 500-600 франков.

Чем дешевле страховка, тем больше размер франшизы — вычета, то есть суммы, которую ты должен заплатить сам за лечение. Например, страховка стоимостью 200 франков будет иметь вычет 2500 франков.

Чтобы получить бесплатное медицинское обслуживание, вам придется сначала самому выложить на лечение 2500 франков за год.

Имеет смысл сравнить стоимость у разных страховых компаний. Набор услуг в базовой страховке — одинаков и прописан в законе, в целом же здравоохранение дорогое и тяготеет к лишним процедурам, поскольку врачам и госпиталям выгодно назначать побольше исследований. Так что лучший способ экономить — не болеть, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Размер выгодного вычета просто посчитать в Excel, прикинув разные варианты. У меня всегда получается, что дешевле всего — максимальная франшиза. Стоматология в страховку не входит, поэтому лечить зубы выгоднее за рубежом, например, в Германии или России.

Путешествия

– В наше время многие увлекаются горнолыжным спортом. Но если ехать на неделю, то в Швейцарию точно не стоит. Тут дороже, но ничем не лучше. Я сам, как и многие швейцарцы, езжу кататься в Австрию, Италию, Францию.

В этих странах ты получаешь больше за свои деньги — лучше жилье, вкуснее еда, красивее деревни, больше склонов. Ну а в Швейцарии имеет смысл ездить на день кататься — на общественном транспорте, по предложениям Snow&Rail, где комбинируется билет на поезд и подъемники.

Или максимум на выходные — по этой же формуле плюс отдельно бронировать отель или квартиру на ночь. Лучше всего — путешествовать на том транспорте, который больше подходит для конкретного типа поездки. Например, если ты едешь в какое-то одно место и собираешься подниматься на гору, то проще ехать на поезде.

Это и удобнее, и часто дешевле. Для длительных поездок на природу чаще удобнее взять в аренду автомобиль. А когда едешь в город — Женеву, Лугано, Берн – однозначно, поезд.

В Швейцарии и особенно в Цюрихе люди при деньгах, поэтому авиабилеты из Цюриха дорогие. Бороться с этим можно тремя способами. Во-первых, бронировать заранее, лучше больше чем за полгода. Во-вторых, избегать пиковых сезонов – Рождество, Новый год, Пасха, июль-середина сентября, периоды школьных каникул.

Тем более, что летом в Швейцарии не так плохо и не обязательно куда-то лететь за моря. И, наконец, если ехать надо, а билеты дороги, но есть время —  лететь, например, из Милана. Там билет может стоить на 200-300 евро дешевле, а купленный заранее билет на поезд до Милана обойдется всего в 10 франков.

Беседовала Ольга Петегирич
Фото Ольга Петегирич, Pixabay

Больше полезных статей о недвижимости на нашем канале в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь!

Условия цитирования материалов Prian.ru

Источник: https://prian.ru/pub/32268.html

Ссылка на основную публикацию